У Т В Е Р Ж Д А Ю

                                           Директор МОУ СОШ с.Песчаноозёрка

______________ Левшина В.В..

«____»____________2___г.

 

        

П О Л О Ж Е Н И Е №

О классном руководителе

 

                                                 1. Общие положения

                                                                                                    

  1.1 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

   Ключевая роль в решении этих задач принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

   Классным руководителем является педагог, назначенный на эту должность  приказом руководителя образовательного учреждения для осуществления целенаправленной и систематической воспитательной деятельности с обучающимися одного класса.

   1.2. Класс – группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.

   В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами Сан – ПиН  2.4.2 1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.  Деятельность классного руководителя строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», другими нормативно – правовыми актами об организации воспитания детей в общеобразовательном учреждении МОУ СОШ с Песчаноозёрка.

 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя.

 

   2.1. Целью деятельности классного руководителя является создание условий для развития детей и формирования классного коллектива.

   2.2. Задачами классного руководителя являются:

v     Формирование и развитие классного коллектива;

v     Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;

v     Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка;

v     Защита прав и интересов обучающихся;

v     Организация системной работы с коллективом класса;

v     Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

v     Организация социально – значимой, творческой деятельности воспитанников в классе, в школе;

v     Курирование ученического самоуправления;

v      Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности ребенка.

 

 

3. Профессиональная компетентность

 3.1. Классный руководитель должен знать:

 

  1. Конституцию Российской Федерации.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3.  Конвенцию о правах ребенка.
  4. Нормативно – правовые акты об организации воспитания обучающихся в МОУ СОШ с Песчаноозёрка.
  5. Педагогику, возрастную и социальную психологию.
  6. Школьную гигиену.
  7. Педагогическую этику.
  8. Методику воспитательной работы.
  9. Основы трудового законодательства.
  10. Правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

     3.2. Классный руководитель должен уметь:

  1. Планировать воспитательную деятельность в классном коллективе: построить воспитательную концепцию для своего класса, составить план работы с классом на учебный год.
  2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
  3. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
  4. Стимулировать активность участия родителей в жизни класса, использовать различные формы работы с родителями: родительские собрания, клубы, консультации, и т.д.
  5. Организовать деятельность классного коллектива, взаимодействие воспитанников.
  6. Использовать в процессе воспитания коллективные и индивидуальные формы, методы и приемы педагогического взаимодействия: классный час, собрание, беседу, диспут, экскурсию, поход и т.д.
  7. Создать в классе благоприятную жизненную и воспитывающую среду.
  8. Анализировать собственную деятельность и ее результаты, для чего пользоваться различными диагностическими материалами: тестами, анкетами,  и т.д.

  4. Функции классного руководителя

4.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных тенденций общественной жизни, на основе личностно – ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом МОУСОШ с Песчаноозёрка, ситуаций в классном коллективе.

      Классный руководитель учитывает в своей деятельности уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

4.2. Функции классного руководителя:

  1. Изучение личности учащегося и классного коллектива.
  2. Анализ, координация и коррекция образовательного процесса в классе и взаимоотношений учащихся между собой и с педагогами.
  3. Координация деятельности учителей, работающих в классе.
  4. Планирование, подготовка и проведение , подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива и мероприятий.
  5. Социальная защита учащихся.
  6. Организация питания учащихся в школьной столовой.
  7. Организация всех видов дежурства класса, генеральных уборок.
  8. Организация работы ученического самоуправления.
  9. Работа с родителями учащихся.
  10. Ведение классной документации.
  11. Текущая работа с классом.

    5. Должностные обязанности классного руководителя. Режим работы

                                                          

5.1. Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

ü      Организует в классе учебно – воспитательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности  обучающегося;

ü      Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;

ü      Осуществляет изучение личности учащегося, его склонностей, интересов, исследует состояние сформированности совместной деятельности, общения и отношений в классном коллективе;

ü      Создает благоприятную микросреду и морально – психический климат для каждого обучающегося, помогает ему в решении возникающих проблем;

ü      Направляет самовоспитание и саморазвитие обучающихся, содействует получению ими дополнительного образования;

ü      Соблюдает права и обязанности обучающихся, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, ведет пропаганду здорового образа жизни;

ü      Работает в тесном контакте с администрацией школы, учителями – предметниками, педагогом –психологом, социальными педагогами, родителями учащихся, лицами, их заменяющими.

 

      5.2.Классный руководитель обязан выполнять следующую работу.

 

                      В начале учебного года

      1.   Работает с документацией ( первая неделя учебного года):

            — знакомится с личными делами прибывших детей,

            — заполняет классный журнал,

            — составляет статистический отчет класса,

            — оформляет тетрадь по технике безопасности,

            — составляет социальный паспорт класса,

            — собирает информацию об участии учеников класса в учреждениях

              дополнительного

              образования.

2.      Организует планирование жизнедеятельности класса ( первые две недели).

— проводит классное собрание по обсуждению плана работы и выборам в 

  школьное и классное самоуправление,

— проводит родительское собрание по планированию на год и выборам

  родительского актива,

— составляет воспитательную концепцию класса ( для вновь созданных коллективов), составляет воспитательный план работы с классом на учебный год,

— оформляет по необходимости классный уголок.

        Ежедневно

— контролирует  посещаемость и успеваемость учащихся,

— осуществляет контроль  внешнего вида учащихся ,

— организует и  контролирует  питание детей,

— организует и контролирует все виды  дежурства класса,

— организует и контролирует  ежедневные уборки класса.

      Еженедельно

— проверяет  дневники учащихся,

— осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями – предметниками,

— контролирует  санитарное состояние класса, организует и  проводит

   генеральные уборки класса, школьной территории,

— проводит  классный час,

— собирает деньги на питание учащихся в школьной столовой.

       В течение четверти

— проводит родительское собрание,

— организует в конце четверти подведение итогов учебы и жизнедеятельности класса,

— сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса,

— заполняет классный журнал.

       Во время каникул

— организует совместно с родителями мероприятия с классом.

      Во втором полугодии

— совместно с учителями-предметниками и школьным библиотекарем проводит работу по обеспечению учащихся своего класса учебниками на следующий год.

        В течение года

— организовывает коллектив класса на участие во всех общешкольных мероприятиях  и трудовых операциях,

— посещает все вечера для своего класса ( тематическую часть), дежурит на танцевальных вечерах ( по графику).

— принимает участие в обсуждении подготовки и проведения общешкольных мероприятий,

-информирует социального педагога об отклонениях в поведении учащихся своего класса, о необходимости учащимся социальной помощи,                                                            

— информирует директора, администрацию школы о грубых нарушениях Устава

   школы учениками своего класса,

— посещает семинар классных руководителей,

— выполняет все текущие распоряжения администрации школы.

     В конце учебного года

— организует подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году,

— проводит педагогический анализ хода учебно-воспитательного процесса в классе  

   за год ( оформляет выводы диагностических исследований),

— организовывает сдачу учебников учениками в школьную библиотеку,

— организовывает ремонт в классном помещении,

— собирает сведения о планируемом отдыхе школьников летом,

— организует летнюю практику уч-ся своего класса,

           — оформляет классный журнал, личные дела учащихся, сдает их в делопроизводство.

           — участвует в проведении экзаменов для учащихся своего класса ( выпускные

             классы).

 6. Права  классного руководителя

    Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Управляющего совета школы, Совета профилактики и других органов школы.
  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
  3. Создавать собственные программы деятельности, концепции воспитательных систем классов, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, а при необходимости, в государственных органах.
  5. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей.
  6. контролировать успеваемость каждого ученика и посещаемость детьми учебных занятий.
  7. Координировать и направлять в единое русло работу учителей своего класса.

     Классный руководитель не имеет права:

 

  1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом

( придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.)

  1. Использовать отметку ( школьный балл) для наказания ученика или расправы над

ним.

  1. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение ( обманывать).
  2. Использовать семью для наказания ребенка.
  3. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

7. Формы работы классного руководителя

7.1. Педагог применяет в своей работе формы, приемы и методы, адекватные ситуации развития классного коллектива и его членов:

§         индивидуальные ( беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

§         групповые (советы дел, творческие группы,  микрокружки, органы самоуправления и др.)

§         коллективные ( коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.)

7.2.  Основной формой работы классного руководителя является классный час, который еженедельно проводится в классе.

8.Критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя

8.1.  Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией школы и другими участниками образовательного процесса ( учениками, их родителями). С этой целью в классных коллективах могут проводиться исследования, оценивающие эффективность работы классного руководителя ( исследования педагога – психолога, анкетирование детей, родителей и т.д.)

8.2.  Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по УВР.

8.3.  Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании следующих критериев:

v     развитость основных потенциалов личности человека (ученика): познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического;

v     успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости и качества знаний                            ( соответственно рейтингу классного коллектива);

v     сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;

v     защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья;

v     репутация класса;

v     удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе и результатами работы классного руководителя.

8.4.  За высокие достижения, успехи в воспитании учащихся  классный руководитель может быть представлен к поощрению или награждению. За серьезные ошибки в работе классный руководитель может понести наказание.

8.5.  Классному руководителю ежемесячно выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.

 

Классный руководитель может быть поощрен за:

  •       активное участие воспитанников своего класса в школьных, районных, областных, российских творческих конкурсах,  наличие призеров и победителей, при условии, что классный руководитель участвовал в подготовке детей к этим конкурсам;
  •       ведение экспериментальной работы по вопросам воспитания: руководство творческой лабораторией, разработку и внедрение авторских программ воспитания, концепций воспитательной работы и т.д.;
  •       проведение в системе классных мероприятий высокого качества;
  •       применение в работе классного руководителя инновационных технологий;
  •       активное использование в работе с классным коллективом здоровьесберегающих технологий, в том числе, интерактивных форм обучения здоровью;
  •       участие в методической работе школы по вопросам воспитания: в работе школьного семинара классных руководителей, районных семинарах и МО, проведение открытых мероприятий, активное пополнение школьного банка методических разработок и др.;
  •       ведение системной профилактической работы в классе, разработку и апробирование профилактических программ;
  •       организацию и проведение крупных мероприятий, повышающих авторитет школы у обучающихся и родителей учащихся, общественности;
  •       отсутствие в течение учебного года или снижение количества обучающихся класса, состоящих на профилактическом учете;
  •       активное сотрудничество классного коллектива с социумом школы ( Школой искусств, Районной библиотекой, ДДТ, детским садом и т.д.);
  •       отсутствие, снижение количества пропусков обучающимися уроков без уважительной причины;
  •       отсутствие обоснованных обращений обучающихся, их родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций в классном коллективе;
  •       хорошая подготовка классного помещения к новому учебному году ( при активном участии классного руководителя), образцовое содержание и сохранность класса и школьного имущества в течение учебного года;
  •       высокий уровень исполнительской дисциплины;
  •       четкую организацию и контроль за дежурством класса ( по классу, по школе, по столовой, на школьном мероприятии и др.);
  •        отсутствие замечаний по ведению классной документации.

 

Классный руководитель может получить взыскание за недобросовестное исполнение своих обязанностей, а именно:

Ø      за не проведение по графику родительского собрания или классного часа;

Ø      за серьезные ошибки в ведении классной документации;

Ø      за неисполнение или несвоевременное исполнение распоряжений, приказов администрации школы;

Ø      за плохую организацию дежурства класса ( всех видов);

Ø      за низкий уровень проведения классных мероприятий;

Ø      за отказ классного коллектива без объективных причин участвовать в школьных мероприятиях, акциях, проектах и т.д.

Ø      за отсутствие контроля или низкий уровень контроля успеваемости в классе, дисциплины в классном коллективе и посещаемости учащимися  учебных занятий;

Ø      плохое санитарное состояние класса, сохранность школьного имущества в вверенном классном помещении;

Ø      за наличие обоснованных жалоб со стороны учеников, их родителей, педагогов, общественности в адрес классного руководителя;

Ø      за слабую организацию работы с родителями.


Ваш отзыв